Гл.страница| Каталог| Суды и сделки| Новости| Пресс-релизы| Комментарии| Статьи| Периодика| Вакансии| Резюме| Семинары| Форум

LAWFIRM.ru

Юридические форумы
 
Текущее время: 03 мар 2025 11:32

 




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 29 фев 2008 10:43 
Не в сети
Эксперт Lawfirm.ru
Эксперт Lawfirm.ru
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2002 18:33
Сообщ.: 3521
Откуда: Из лесу, вестимо
ВАС раскроет меру нравственности
// Определение "сделкам, противоречащим основам правопорядка" может быть дано в марте

марте 2008 года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) может рассмотреть проект постановления пленума о применении статьи 169 Гражданского кодекса РФ, с помощью которой суды за неуплату налогов взыскивают с компаний в пользу государства все полученное ими по так называемым антисоциальным сделкам — "противоречащим основам правопорядка и нравственности". От формулирования позиции ВАС будет зависеть исход самых громких судебных разбирательств последнего времени — это дела ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит", "Русснефти" и башкирского ТЭКа.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI ... &NodesID=4

_________________
"Закон как дышло, а дальше вы сами в этом отношении можете" (с) депутат ГД ФС РФ
Кто может - грабит, кто не может - ворует. Денис Фонвизин
Самые используемые части нашего законодательства это его дыры. (с) не помню


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 02 мар 2008 09:59 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 янв 2003 23:51
Сообщ.: 2431
Откуда: Moscow
Skype: zakharovlaw
где наша не пропадала )))

_________________
Regards! Собственной персоной www.ZAKON1.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 02 мар 2008 12:35 
Не в сети
LAWFIRM's MegaSuperStar
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 май 2007 19:41
Сообщ.: 7188
Откуда: Матерь городов русских
Пусть не забудут только Покровского перед этим перечитать.

_________________
Ein Volk, Ein Reich, Ein Fuhrer
"Тиндал-это реинкарнация каких-то очень древнеримских юристов.Очевидно, в этой реинкарнации он пытается выполнить свою прошлую миссию-любыми способами войти в пантеон 12-ти."Catull


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 04 мар 2008 11:21 
Не в сети
Full Member
Full Member
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 окт 2006 00:10
Сообщ.: 121
принимаются ставки! :lol:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 04 мар 2008 16:26 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2007 11:23
Сообщ.: 790
Откуда: Abendland
Есть подозрение, что ВАС может озвучить взгляды, предпочитающих Иосифу Алексеевичу Владимира Ильича. Хотя... хочется надяеться на обратное.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 04 апр 2008 09:15 
Не в сети
Эксперт Lawfirm.ru
Эксперт Lawfirm.ru
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2002 18:33
Сообщ.: 3521
Откуда: Из лесу, вестимо
Сегодня президиум ВАС обсудит проект постановления пленума "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением ст. 169 ГК РФ". Об этом сообщила начальник управления ВАС по взаимодействию с общественностью и СМИ Анна Ковалева. Идея ограничить сферу применения ст. 169 ГК возникла давно (см. "Ъ" от 29 февраля), но текст проекта постановления пленума ВАС (имеется в распоряжении "Ъ") появился только вчера.
...
Проект постановления пленума ВАС призван прекратить подобную практику. В нем сказано, что ст. 169 ГК может применяться к торговле оружием, наркотиками, распространению литературы, пропагандирующей войну, изготовлению или приобретению поддельных документов, ценных бумаг. Применение ст. 169 ГК к делам об уклонении от уплаты налогов проект исключает: в нем прямо сказано, что "взыскание в доход РФ всего полученного по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов". Такие иски, говорится в документе, выходят за рамки полномочий налоговых органов. Налоговикам проект предписывает взыскивать налоги исключительно по правилам Налогового кодекса, позволяющего, в частности, изменять юридическую квалификацию сделок и определять подлинный характер деятельности налогоплательщика.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=876441

_________________
"Закон как дышло, а дальше вы сами в этом отношении можете" (с) депутат ГД ФС РФ
Кто может - грабит, кто не может - ворует. Денис Фонвизин
Самые используемые части нашего законодательства это его дыры. (с) не помню


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 10 апр 2008 22:07 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 дек 2005 14:26
Сообщ.: 2890
Откуда: дровишки? - "из лесу вестимо;...
кто вывесит?

_________________
никогда не останавливайся на месте, всегда ищи новые тупики


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 11 апр 2008 09:42 
Не в сети
Эксперт Lawfirm.ru
Эксперт Lawfirm.ru
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2002 18:33
Сообщ.: 3521
Откуда: Из лесу, вестимо
проект
http://www.arbitr.ru/_upimg/3D5608C4061 ... -04-04.pdf

_________________
"Закон как дышло, а дальше вы сами в этом отношении можете" (с) депутат ГД ФС РФ
Кто может - грабит, кто не может - ворует. Денис Фонвизин
Самые используемые части нашего законодательства это его дыры. (с) не помню


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 11 апр 2008 10:08 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 окт 2006 12:30
Сообщ.: 2154
Откуда: Мск
вроде вчера приняли

_________________
Антимонопольный блог: журнал о конкурентном праве и антимонопольной политике. http://antitrust.livejournal.com/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 11 апр 2008 10:45 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 янв 2003 23:51
Сообщ.: 2431
Откуда: Moscow
Skype: zakharovlaw
Dome писал(а):
вроде вчера приняли


повесьте здесь плиз окончательный вариант )

_________________
Regards! Собственной персоной www.ZAKON1.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 11 апр 2008 11:02 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2006 16:46
Сообщ.: 1980
Откуда: оттуда
На сайте ВАСки нету такого

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 13 апр 2008 20:30 
Не в сети
Эксперт Lawfirm.ru
Эксперт Lawfirm.ru
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 июл 2002 18:33
Сообщ.: 3521
Откуда: Из лесу, вестимо
тут последний проект с сайта ВАСи
http://www.arbitr.ru/news/18886.html

_________________
"Закон как дышло, а дальше вы сами в этом отношении можете" (с) депутат ГД ФС РФ
Кто может - грабит, кто не может - ворует. Денис Фонвизин
Самые используемые части нашего законодательства это его дыры. (с) не помню


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 21 апр 2008 15:43 
Не в сети
LAWFIRM's MegaSuperStar
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 апр 2005 09:52
Сообщ.: 5387
Откуда: изума
Skype: streletscom
утвердили, приняли, я че-то выпал из темы?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 21 апр 2008 15:56 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2006 16:46
Сообщ.: 1980
Откуда: оттуда
СтрелаКом писал(а):
утвердили, приняли, я че-то выпал из темы?



Нихт, май Фюрер. ВАС ломается, ссыт и не может принять...

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 21 апр 2008 19:10 
Господа,

Я прав или не прав?
Вот здесь написано что все-таки приняли
http://www.vz.ru/economy/2008/4/10/158703.html

Если все-таки приняли, то есть ли у кого текст?

Спасибо.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 22 апр 2008 09:55 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 мар 2006 16:46
Сообщ.: 1980
Откуда: оттуда
Срочный писал(а):
Господа,

Я прав или не прав?
Вот здесь написано что все-таки приняли
http://www.vz.ru/economy/2008/4/10/158703.html

Если все-таки приняли, то есть ли у кого текст?

Спасибо.



Странно как то приняли, ни в консультанте обновлённом ни в базе на сайте ВАС нету этого Постановления

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 20 май 2008 15:53 
Не в сети
Forum's God
Forum's God
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2007 11:23
Сообщ.: 790
Откуда: Abendland
Вот текст с Васькиного сайта:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Москва № 22 10 апреля 2008 г.

О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам (далее - суды) следующие разъяснения.

1. Согласно статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) ничтожными являются сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности.
При определении сферы применения статьи 169 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые не просто не соот­ветствуют требованиям закона или иных правовых актов (статья 168 Кодекса), а нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои. К названным сделкам могут быть отне­сены, в частности, сделки, направленные на производство и отчуждение определенных видов объектов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте (соответствующие виды оружия, боеприпасов, наркотических средств, другой продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан, и т. п.); сделки, направленные на изготовление, рас­пространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую или религиозную вражду; сделки, направленные на изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг.
Таким образом, для применения статьи 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, права и обязанности, которые стороны стреми­лись установить при ее совершении, либо желаемое изменение или пре­кращение существующих прав и обязанностей (статья 153 Кодекса) заведомо противоречили основам правопорядка и нравственности. При этом цель сделки может быть признана заведомо противной основам правопо­рядка и нравственности только в том случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлено наличие умысла на это хотя бы у одной из сторон.

2. Судам необходимо учитывать, что сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, могут прикрываться иными сделками, которые формально не нарушают требований законодательства.
В данных случаях к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила (пункт 2 статьи 170 ГК РФ), в силу чего притворная сделка квалифицируется как ничтожная исключительно по статье 170 ГК РФ, а прикрываемая сделка, при наличии к тому оснований, может быть квалифицирована по статье 169 Кодекса.

3. Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Для сделок, совершенных с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, статьей 169 Кодекса предусмотрены специальные последствия недействительности, а именно: недопущение реституции и взыскание со сторон в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося) по сделке - при наличии умысла у обеих сторон - и односторонняя реституция с одновременным взысканием в доход Российской Федерации полученного (причитавшегося) по сделке с одной из сторон - при наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки. При этом исходя из прямого указания статьи 169 ГК РФ названные последствия недействительности сделки подлежат применению, если она исполнялась хотя бы одной из ее сторон. Соответствующие последствия суд вправе применить по собственной инициативе (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).
Судам следует иметь в виду, что указанные последствия не могут быть применены частично, а подлежат применению только в полном объеме. Например, если судом установлено, что с умыслом на совершение сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, действовала лишь одна из сторон, и истец требует взыскания в доход Российской Федерации только исполненного данной стороной (причи­тавшегося с нее в возмещение полученного исполнения), то суд, применяя последствия недействительности сделки, должен не только удовлетворить требование истца, но и произвести одностороннюю реституцию, взыскав со стороны, действовавшей умышленно, полученное ею по сделке в пользу другой стороны (абзац третий статьи 169 Кодекса).

4. При рассмотрении требований, связанных с оспариванием сделок, совершенных лицом в преддверии возбуждения в отношении него дела о банкротстве или лицом, находящимся в процедуре несостоятельности (банкротства), судам следует учитывать, что совершение должником сделок с заинтересованными лицами; сделок с отдельными кредиторами либо иными лицами с целью преимущественного удовлетворения требований одних кредиторов перед другими кредиторами; сделок, цена и иные условия которых существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки, само по себе не является основанием для квалификации таких сделок как ничтожных в соответствии со статьей 169 ГК РФ. Указанные сделки могут быть оспорены по основаниям, специально установленным законом (статья 103 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статья 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Кроме того, применение в подобных случаях последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 169 Кодекса, в виде взыскания полученного по сделке в доход Российской Федерации означало бы нарушение интересов кредиторов должника.

5. При рассмотрении споров, возникающих из административных, налоговых и иных публичных правоотношений, судам следует учитывать, что взыскание согласно статье 169 ГК РФ всего полученного (причитавшегося) по сделке в доход Российской Федерации является мерой, применяе­мой исключительно в качестве специального последствия недействитель­ности ничтожной сделки. Санкции, установленные за совершение публич­ных правонарушений, не могут квалифицироваться в качестве последствий недействительности сделок, поэтому соответствующие требования не должны рассматриваться в спорах о признании сделок недействительными на основании статьи 169 Кодекса.
В тех случаях, когда сделка сама по себе образует состав публичного правонарушения либо указанное правонарушение связано с совершением такой сделки, в рамках рассмотрения спора, вытекающего из публичных правоотношений, подлежат применению санкции, установленные законо­дательством в качестве меры ответственности за совершение данного правонарушения, а не последствия, предусмотренные статьей 169 ГК РФ.

6. Согласно абзацу четвертому пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее - Закон о налоговых органах, Закон) налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Судам при применении названных положений Закона о налоговых органах необходимо учитывать, что указанное право может реализовываться налоговыми органами лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования направлено на выполнение задач налоговых органов, определенных статьей 6 Закона.
В частности, требование о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания в доход Российской Федерации полученного (причитавшегося) по сделке исполнения в соответствии со статьей 169 ГК РФ может быть предъявлено налоговым органом в рамках выполнения им задачи по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при оспаривании сделок, направленных на производство и сбыт продукции, обладающей свойствами, опасными для жизни и здоровья граждан.
В то же время требование налогового органа о применении предусмотренных статьей 169 Кодекса последствий недействительности сделки, обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, выходит за рамки полномочий налогового органа, так как взыскание в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося) по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов.
Для обеспечения поступления в бюджет налогов в полном объеме налоговый орган вправе, руководствуясь статьей 170 ГК РФ, предъявить требование о признании совершенных налогоплательщиком сделок недействительными как сделок, совершенных лишь для вида, без намерения соз­дать соответствующие им правовые последствия (мнимых), либо с целью прикрыть другую сделку (притворных), поскольку удовлетворение этого требования может способствовать реализации соответствующей задачи.

7. Судам необходимо учитывать, что факты уклонения ответчика от уплаты налогов, нарушения им положений налогового законодательства не подлежат доказыванию, исследованию и оценке судом в гражданско-правовом споре о признании сделки недействительной, так как данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по такому спору, а подлежат установлению при рассмотрении налогового спора с учетом норм на­логового законодательства.
Оценка налоговых последствий финансово-хозяйственных операций, совершенных во исполнение сделок, должна производиться налоговыми органами в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
При установлении в ходе налоговой проверки факта занижения налоговой базы вследствие неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок и оценки налоговых последствий их исполнения налоговый орган, руководствуясь подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе самостоятельно осуществить изменение юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов).
При этом, поскольку ничтожные сделки являются недействительны­ми независимо от признания их таковыми судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ), суд решает вопрос об обоснованности указанной переквалифика­ции в рамках рассмотрения налогового спора и в том случае, когда изменение налоговым органом юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика основано на оценке сделок в качестве мнимых или притворных (статья 170 Кодекса).
Если суд на основании оценки доказательств, представленных нало­говым органом и налогоплательщиком, придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения не учел операции либо учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания данной операции или совокупности операций в их взаимосвязи.


Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации А.А. Иванов


Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации А.С. Козлова


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: не проспи - ВАС и понятие правопорядка - 169 ГК
СообщениеДобавлено: 04 авг 2008 16:43 
Не в сети
Senior Member
Senior Member

Зарегистрирован: 09 июл 2007 10:32
Сообщ.: 369
О некоторых вопросах, возникших при толковании постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 10 апреля 2008 г. № 22


Принятие Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 10 апреля 2008 г. № 22 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление) вызвало широкий резонанс в деловых кругах и юридическом сообществе.
Ознакомление с появившимися публикациями показывает, что наиболее часто комментируются пункты 6 и 7 Постановления, которые касаются полномочий налоговых органов на предъявление исков о признании сделок недействительными на основании статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и применении предусмотренных данной статьей последствий недействительности сделок. При этом нередко утверждается, что Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ якобы ограничил полномочия налоговых органов, предоставленные им абзацем четвертым п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее - Закон о налоговых органах, Закон), и, кроме того, вопреки мнению Конституционного Суда РФ, высказанному им в Определениях от 8 июня 2004 г. № 226-О 1, № 227-О 2и № 225-О 3, признал уклонение от уплаты налогов не затрагивающим основы правопорядка и нравственности 4 .

Однако внимательно ли авторами таких высказываний были прочитаны вышеуказанные пункты и насколько юридически профессионально истолкованы ими содержащиеся в них разъяснения в системе всего Постановления?


Прежде всего, не сложно заметить, что пункты 6 и 7 Постановления вообще не затрагивают сферу применения статьи 169 ГК РФ (этому посвящен пункт 1 Постановления). Кроме того, ни упомянутые пункты, ни Постановление в целом не содержат каких-либо суждений по поводу правовой квалификации сделок, совершенных с целью уклонения от уплаты налогов. В пунктах 6 и 7 применительно к делам рассматриваемой категории дается системное толкование законодательных норм, устанавливающих компетенцию налоговых органов. Причем соответствующие разъяснения высшего судебного органа стали результатом последовательного развития судебной практики и учитывают позиции Конституционного Суда РФ.
Так, в пункте 6 Постановления обращено внимание на то, что требование налогового органа о применении предусмотренных статьей 169 ГК РФ последствий недействительности сделки, предъявленное в связи с выполнением задачи по контролю за полнотой налоговых поступлений и обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, выходит за рамки полномочий налогового органа, так как взыскание в доход Российской Федерации всего полученного (причитавшегося) по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов.
Норма пункта 11 статьи 7 Закона 5 , предусматривающая право налоговых органов предъявлять иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, появилась еще в период действия Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., статья 49 которого предусматривала в качестве последствия недействительности сделки, совершенной с целью, заведомо противной интересам социалистического государства и общества, взыскание в доход государства всего полученного (причитавшегося в возмещение исполненного) по сделке. Уже тогда налоговые органы обращались в арбитражные суды с исками о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
При этом встречались случаи, когда налоговые органы требовали применять конфискационные последствия не только по сделкам, недействительным на основании статьи 49 ГК РСФСР 1964 г. как совершенным с антисоциальной целью, но даже по сделкам, недействительным ввиду их несоответствия закону (статья 48 ГК РСФСР 1964 г.), полагая, видимо, что право на взыскание всего полученного по недействительной сделке в доход государства предоставлено им пунктом 11 статьи 7 Закона независимо от основания недействительности сделки 6 .
Такой подход не был поддержан судебной практикой, поскольку очевидно, что последствия недействительности сделок могут устанавливаться только гражданским законодательством. Поэтому в последние годы предъявляемые в арбитражные суды требования налоговых органов о взыскании в доход государства всего полученного по недействительной сделке, как правило, сопряжены с требованием о признании соответствующей сделки недействительной ввиду ее совершения с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, и основаны на положениях статьи 169 ГК РФ.
В связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в правоприменительной практике возникал вопрос, не утратили ли налоговые органы полномочие на предъявление исков о признании сделок недействительными после исключения его названным законом из перечня прав налоговых органов, содержащегося в пункте 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 7 . На этот вопрос сначала Конституционный Суд РФ в Определении от 25 июля 2001 г. № 138-О 8 , а затем и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлениях по ряду надзорных дел дали отрицательный ответ. При этом Президиум подчеркнул, что предусмотренные Законом о налоговых органах полномочия налоговых органов в сфере признания сделок недействительными должны реализовываться постольку, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них задач 9 .
Этот подход был развит в пункте 6 Постановления с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Абзацем четвертым пункта 11 статьи 7 Закона о налоговых органах предусмотрено право налоговых органов на предъявление исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Принимая во внимание, что любые права (полномочия) предоставляются государственным органам в целях выполнения возложенных на них задач, указанное положение надлежит применять в системной связи со статьей 6 Закона, где определен круг задач, для выполнения которых созданы налоговые органы.
Согласно данной статье главными задачами налоговых органов являются:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;
- контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и Законом.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 25 июля 2001 г. № 138-О и Определениях от 8 июня 2004 г. № 226-О, № 227-О и № 225-О, «в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступления налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации».
Из изложенного логично вытекает, что в рамках выполнения задачи по контролю за соблюдением налогового законодательства и за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов указанное полномочие может реализовываться налоговыми органами лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования позволит обеспечить поступление в бюджет налогов и сборов.
Как видно из приведенной выше цитаты, Конституционный Суд РФ высказал суждение, что одним из способов выполнения налоговыми органами их задачи по сбору налогов является предъявление исков о признании сделок недействительными. Однако Конституционный Суд РФ не утверждал обратного - что признание сделки недействительной всегда дает основания произвести доначисление налогов. Очевидно, что это не так - например, если возврат исполненного по недействительной сделке невозможен в натуре и «обратные» финансово-хозяйственные операции не будут осуществлены фактически, то налоговые последствия исполненной сделки вполне могут остаться неизменными.
Применение по иску налогового органа последствий недействительности сделки в виде взыскания всего полученного (причитавшегося) по ней в доход Российской Федерации означало бы, что налоговым органом вместо возложенной на него задачи по обеспечению поступления в бюджет налогов и сборов выполняется другая, не поставленная перед ним статьей 6 Закона о налоговых органах задача - пополнение казны за счет взыскания в доход Российской Федерации имущества, являющегося предметом недействительных гражданско-правовых сделок.
В то же время компетенция налоговых органов, определенная статьей 6 Закона, не ограничивается контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах и за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их внесения в бюджетную систему, а включает, помимо прочего, также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В рамках выполнения этой задачи налоговым органом может быть предъявлено требование о применении последствий недействительности сделки, предусмотренных статьей 169 ГК РФ, в виде взыскания в доход Российской Федерации полученного (причитавшегося) по сделке исполнения, на что и обращается внимание в пункте 6 Постановления. Как показывает судебная практика, налоговые органы пользуются данным правом для борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции 10 .
Налоговые органы могут использовать право на предъявление исков о признании сделок недействительными и в рамках выполнения ими задачи по контролю за соблюдением налогового законодательства и за полнотой налоговых поступлений. Однако при этом они полномочны предъявлять только такие требования, удовлетворение которых способствует поступлению в бюджет налогов. Способствовать этому может признание сделки мнимой или притворной (статья 170 ГК РФ). Руководствуясь подпунктом 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, налоговый орган вправе произвести изменение юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика, если совершенная им сделка является мнимой и направлена на создание видимости обстоятельств, служащих основанием для получения налоговой выгоды. Притворность же сделки дает налоговому органу основания произвести ее переквалификацию в целях надлежащей оценки налоговых последствий финансово-хозяйственных операций, фактически совершенных во исполнение прикрываемой сделки.
Поэтому в пункте 6 Постановления подчеркивается, что для обеспечения поступления в бюджет налогов в полном объеме налоговый орган вправе, руководствуясь статьей 170 ГК РФ, предъявить требование о признании совершенных налогоплательщиком сделок недействительными как сделок, совершенных лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия (мнимых), либо с целью прикрыть другую сделку (притворных), поскольку удовлетворение этого требования может способствовать реализации соответствующей задачи.
Следует иметь в виду, что изменение юридической квалификации сделки, статуса и характера деятельности налогоплательщика может быть произведено налоговым органом и без признания ее недействительной в судебном порядке, на что обращается внимание в пункте 7 Постановления. Ранее та же идея была высказана в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», где разъясняется, что при изменении налоговыми органами юридической квалификации гражданско-правовых сделок судам следует учитывать, что сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ), мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений ст. 166 ГК РФ.
С.А. Герасименко,
заместитель начальника
Управления анализа и обобщения судебной практики
Высшего Арбитражного Суда РФ
Д.В. Новак,
к.ю.н., главный консультант
Управления анализа и обобщения судебной практики
Высшего Арбитражного Суда РФ
________________________________________
1. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. № 226-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».
2. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. № 227-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Уфанефтехим» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».
3. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».
4. См., например: Новое постановление Пленума ВАС РФ № 22: ограничены пределы действия нормы ст. 169 ГК РФ // Арбитражное правосудие в России. 2008. № 6. С. 74.
5. До внесения в него изменений Федеральным законом от 08.07.1999 № 151-ФЗ он носил наименование «Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР».
6. См.: Герасименко С.А. Причиной отмены решения арбитражного суда стала неправильная оценка характера сделок (Комментарий к постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № 567/1 Калужского областного арбитражного суда) / Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 1 / Под ред. В.Ф. Яковлева. - М.: Юрид. лит., 1994. С. 44-46.
7. В обоснование такого подхода иногда обращается внимание на отличие в формулировках статьи 32 НК РФ, устанавливающей, что обязанности налоговых органов могут предусматриваться не только данным Кодексом, но и иными федеральными законами, и статьи 31 НК РФ, в которой упоминание о возможности закрепления дополнительных прав налоговых органов (не перечисленных в данной статье) другими федеральными законами отсутствует (см., например: Цыганков Э. Долгожданный шаг вперед // Тематическое приложение к газете «эж-ЮРИСТ». 2008. № 16. С. 1).
8. Определение Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии Конституционный Суд РФ воспроизвел эту позицию также в Определениях от 8 июня 2004 г. № 226-О, № 227-О и № 225-О.
9. См. постановления Президиума ВАС РФ от 15 марта 2005 г. № 13885/04; от 7 июня 2005 г. № 924/05; от 7 июня 2005 г. № 2748/05.
10. См., например: постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.04.2007 № Ф03-А37/07-1/1064.

4 августа 2008 г


Вернуться к началу
 Профиль  
 


Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ] 

 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Гл.страница| Каталог| Новости| Пресс-релизы| Суды и сделки| Комментарии| Статьи| Семинары| Вакансии| Резюме| Периодика| Книги| Контакты!!!| Архив 2002-04|2005-06

   Rambler's Top100   Яндекс.Метрика   
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB