Цитата:
Таким образом, выбор арбитражных заседателей не должен быть случаен или проводиться халатно. Как гласит п. 1 комментируемой статьи, списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. в качестве напоминания говорит, что списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями, потом они представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. На первоначальном этапе списки арбитражных заседателей формируются торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
Так, например, 31 августа 2005 г. Пермская торгово-промышленная палата обратилась с запросами к пермским организациям, основываясь на письме Арбитражного суда Пермской области N 01-28/1 от 22 августа 2005 г., в котором объявляется дополнительный набор кандидатур в состав арбитражных заседателей.
Комментируемым Законом предусматривается, что списки арбитражных заседателей формирует арбитражный суд субъекта РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных торгово-промышленными палатами и иными общественными профессиональными объединениями <*>.
--------------------------------
<*> Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М. М.: Юристъ, 2000. С. 18.
Арбитражный заседатель за участие в осуществлении правосудия получает вознаграждение, за ним сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.
Арбитражные заседатели осуществляют правосудие наравне с профессиональными судьями и пользуются правами и обязанностями судьи. На арбитражного заседателя и членов его семьи распространяются гарантии неприкосновенности и независимости, установленные для судей законодательством.
Как показала практика, представители Торгово-промышленной палаты РФ привлекаются для участия в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства и развития экономики, в подготовке актов Правительства РФ по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей, а также проведения их экспертизы <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.12.1998 N 569-СФ "О парламентских слушаниях "О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.1999. N 1. Ст. 51.
Так, к примеру, 21 апреля 2004 г. в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялась конференция на тему "Третейское разбирательство в современной России" с участием судей Третейского суда при Торгово-промышленной палате Нижегородской области, Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа и Арбитражного суда Нижегородской области. На конференции с докладом "Взаимодействие государственных арбитражных и третейских судов" выступил Председатель Арбитражного суда Нижегородской области Б.А. Баландин, который подчеркнул, что в условиях ежегодного роста числа заявлений и рассмотренных дел в арбитражных судах и крайне медленного заполнения вакантных должностей судей арбитражных судов расширение сферы использования альтернативных способов разрешения экономических споров, в особенности третейского разбирательства, является одной из приоритетных задач.
Во всем мире становление третейского разбирательства свидетельствует о росте доверия предпринимателей друг к другу. Таким образом, представляется логичным, что Торгово-промышленная палата РФ оказывает содействие и арбитражным судам субъектов РФ в выборе арбитражных заседателей, которые будут в дальнейшем принимать участие в осуществлении правосудия по хозяйственным и иным экономическим спорам. Участие ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений в выборе арбитражных заседателей также объяснимо. Положение ст. 19 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.) предоставляет органам исполнительной власти и местного самоуправления право оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.
Упомянутый конституционный принцип государственной поддержки лежит в основе правового регулирования всех областей законодательства о конкуренции.
Основная цель указанного регулирования - обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции. Организация различных союзов (ассоциация) предпринимателей имеет задачей сбор под своим "крылом" специалистов различных отраслей экономики для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому обращение арбитражного суда именно в эти организации облегчает работу по подбору арбитражных заседателей.
Так, в августе 2004 г. истек срок полномочий арбитражных заседателей Арбитражного суда Нижегородской области, утвержденных Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в 2002 г.
В целях создания условий, обеспечивающих участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия, Арбитражным судом Нижегородской области была проведена работа по формированию списков новых кандидатов в арбитражные заседатели. А именно в соответствии с п. 1 комментируемой статьи предложения о кандидатурах арбитражных заседателей в Арбитражный суд Нижегородской области были направлены в Торгово-промышленную палату, ассоциации и объединения предпринимателей, иные общественные и профессиональные объединения, зарегистрированные и действующие на территории Нижегородской области.
При этом Арбитражный суд Нижегородской области установил срок для внесения предложений о кандидатах в арбитражные заседатели до 1 июля 2004 г. Из представленных торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями списков арбитражный суд субъекта РФ производит отбор, который осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ, а именно: кандидат должен отвечать требованиям, предъявляемым к арбитражным заседателям ст. 2 комментируемого Закона.
Причем следует отметить, что численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется исходя из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. После отбора кандидатов в арбитражные заседатели и оформления списков арбитражных заседателей арбитражный суд субъекта РФ направляет указанные списки для утверждения в Высший Арбитражный Суд РФ.