раз ты такой ленивый, радуйся, что у тебя есть я - без похмелья:
"Учет. Налоги. Право", 2006, N 8
ПРИЕМ ТОВАРА ТРЕБУЕТ ОФОРМЛЕНИЯ
Правильно составить документы, подтверждающие поставку товара, важно для обеих сторон договора. Покупателю это поможет предъявить претензии при обнаружении брака. А продавцу - доказать сам факт поставки. Ведь без этого потребовать с покупателя оплату товара невозможно.
Нужно много документов
Подтвердить факт поставки товаров для продавца крайне важно. Выполнение этой обязанности в срок дает ему право требовать от покупателя оплаты переданных товаров. Очевидно, что обосновать этот факт могут только документы. Причем из документов должно следовать, что, во-первых, доставлен именно тот товар, который предусмотрен договором. Во-вторых, что товар доставлен именно в том количестве, которое предусмотрено договором. И в-третьих, что товар вручен именно представителю покупателя. Чтобы подтвердить все эти три факта, продавцу потребуются следующие документы. Товарная накладная, в которой указаны наименование и количество поставляемого товара. Лучше всего для этих целей подходит товарная накладная по форме N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Товарная накладная должна быть заверена печатью продавца и подписями уполномоченных лиц.
При передаче товара на накладной нужно получить подпись (с расшифровкой) лица, получившего товар от имени покупателя. При этом обязательно нужно зафиксировать, на основании какого документа действует представитель покупателя. Если таким документом выступает доверенность, то обязательно нужно снять с нее копию и приложить к накладной. В противном случае суд может признать факт передачи товара недоказанным (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.10.2005 по делу N А28-4068/2005-82/24).
Однако, как показывает практика, зачастую продавцы забывают оформить даже элементарные документы, доказывающие вручение товара покупателю. В такой ситуации подтвердить поставку товара можно, если стороны в дальнейшем подпишут акт сверки взаимной задолженности (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.06.2005 по делу N А39-5118/2004-300/8). Хотя, конечно, в случае спора получить такой документ будет практически нереально. Поэтому лучше позаботиться о сборе всех документов, подтверждающих поставку, непосредственно при передаче товара. Тем более что Гражданский кодекс разрешает продавцу не передавать товар до тех пор, пока представитель покупателя не представит документы, подтверждающие право на получение груза (ст. 312 ГК РФ).
Недостатки - фиксировать!
Не менее важно грамотное оформление получения товара и для покупателя. Ему в данном случае надо убедиться, что доставленный товар соответствует условиям договора о качестве и количестве. Соответственно, если при приемке обнаружены недостатки, то покупатель вправе не подписывать накладные или другие сопроводительные документы. Но одного этого для предъявления претензий мало - надо документально зафиксировать недостатки.
Акт об обнаружении недостатков составляет комиссия, образованная приказом руководителя. В состав комиссии можно пригласить представителя, не состоящего в штате предприятия. А если есть возможность, то нужно позвать и представителя продавца. Если же покупатель сам проводит приемку, то можно ему провести фото- или видеосъемку, чтобы заручиться дополнительными доказательствами.
Правила приемки товара по количеству и качеству, а также составления акта при выявлении недостатков даны в Инструкциях N N П-6 и П-7 (утв. Постановлениями Госарбитража при СМ СССР от 15.06.1965 N П-6 и от 25.04.1966 N П-7). Они предусматривают сроки, порядок составления акта и его обязательные реквизиты. Но применяются эти Инструкции лишь тогда, когда это прямо указано в договоре. В таком случае нарушение порядка составления акта влечет невозможность предъявить претензии продавцу (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.11.2005 по делу N А43-13961/2005-4-414).
В других случаях акт нужно составлять в порядке и в сроки, предусмотренные договором. При этом нужно позаботиться, чтобы он соответствовал признакам первичных документов. Поэтому лучше для этих целей применять форму N ТОРГ-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
Если же покупатель все-таки решил подписать накладные, то в них нужно сделать отметку о несоответствии товара условиям договора и актировании. Акт вместе с сопровождающими товар документами передается в бухгалтерию, но товар на баланс не приходуется.
Сроки надо соблюдать
Обратите внимание: проверить товар и составить акт надо в определенные сроки. Иначе можно лишиться права на предъявление претензии. Так, если в договоре есть ссылки на Инструкции N N П-6 и П-7, то проверить товар надо в течение 20 дней (когда товар доставлен из другого города). И в течение 10 дней - если доставка осуществлялась в пределах одного города. Соответственно, в этот же срок должны быть выявлены и зафиксированы актом недостатки качества и комплектности.
Но в то же время торговые организации в течение гарантийного срока могут актировать недостатки качества или комплектности, обнаруженные при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товара. И на выявление скрытых недостатков, которые нельзя обнаружить при обычном осмотре, Инструкция отводит тоже четыре месяца.
Когда же Инструкции не применяются, выявить и актировать недостатки, а также направить продавцу претензию покупатель сможет в течение гарантийного срока. Если, конечно, более короткий срок не установлен договором.
У.Матросова
Эксперт "УНП"
Подписано в печать
23.02.2006
Почитай раздел Финансовые консультации или походи по ссылкам от ТОРГ-2, и от форму накладной - ну куча всего есть в К+!!!
_________________ Чем мы прогневили Бога, Аллаха и других? Это глупость вообще, но мне знакомая песня. (В.С.Черномырдин)
|