«АНТИОФШОРНЫЕ ПРАВИЛА» ДЕЙСТВУЮТ Алексей ГЛАЗУНОВ, адвокат, управляющий партнер, Первая московская ассоциация адвокатов, адвокатское бюро «Глазунов и партнеры», г. Москва. Начатый с устного поручения Президента РФ процесс по выводу российских активов из «налоговых гаваней» довольно быстро обрел нормативную форму и стал развиваться. Прежде всего законодатель ввел ключевое для деофшоризации понятие – «контролируемая иностранная компания» (КИК). Ею признается «иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: 1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации; 2) контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации» (п. 1 ст. 25.13 НК РФ). Контролирующее лицо – это физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации более 25% (в 2015 году было 50%), или же участвующее в доле более 10%, если в целом налоговым резидентам РФ принадлежит более 50% компании. Федеральная налоговая служба составила так называемый черный список непрозрачных юрисдикций, куда в противовес предыдущим попыткам контролирующих органов обуздать масштабы использования международного налогового планирования (аналогичный список Минфина включал 42 не самые популярные юрисдикции) были включены (на момент послед- него изменения, 26.01.2016) 111 государств и 22 территории. В январе список покинули Австрия, Великобритания, Швейцария, Абхазия, Израиль, Ливан, Мальта и Южная Осетия. В свою очередь, список почти не потерял в числе – в список государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ, были добавлены Ангола, Тайвань, Фарерские острова, Гренландия, Пуэрто-Рико, Гуам, Виргинские острова (США). Возвращаясь к Закону № 32- ФЗ, следует сказать, что он продолжает комплекс законодательных действий по максимально подробному и однозначному толкованию антиофшорного законодательства. В целом поправки в НК РФ касаются таких больших тем, как определение контролирующего лица; безналоговая ликвидация КИК; процедуры расчета и декларирования нераспределенной прибыли КИК; налогообложение дивидендов; тонкая капитализация. Прежде всего внесено уточнение относительно иностранных инвестиционных фондов. Управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда («управляющая компания, являющаяся российской или иностранной организацией, управляющий партнер, являющийся физическим лицом или организацией, а также иные лица, осуществляющие функции по управлению активами фонда») не может быть признано контролирующим лицом из-за самого факта управления активами фонда, признания налоговым резидентом РФ или осуществления деятельности по управлению инвестициями из России. Бизнесу дано послабление – сроки, в которые можно ликвидировать КИК без уплаты НДФЛ для физлиц и налога на прибыль для организаций, сдвинуты. Льготный период продлен до 1 января 2018 года, следовательно, ликвидацию КИК необходимо начать до 1 февраля 2017 года. Дата признания дохода в виде нераспределенной прибыли КИК и дата определения доли участия в КИК приведены в соответствие: доля участия лица в КИК определяется 31 декабря «календарного года, следующего за годом, на который приходится окончание финансового года КИК» (если не принималось решение о распределении дивидендов). От налогов освобождены дивиденды, которые были получены от КИК, если данный доход был ранее задекларирован налогоплательщиком в виде прибыли самой КИК. В части тонкой капитализации законодатель закрепил передовую судебную практику российского арбитража в законе: под понятие контролируемой задолженности подпадает также непогашенная задолженность перед иностранным лицом, которое согласно правилам НК РФ признано взаимозависимым с иностранной организацией, которая так или иначе имеет некую долю участия в российской организации. Таким образом, например, непогашенная задолженность перед «сестринской компанией» будет признаваться контролируемой (что установил, например, АС МО в Постановлении от 13.04.2015 по делу № А40-41135/14). Не так давно Министерство финансов РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, продолжающий закрепление «антиофшорных правил», на 77 страницах. Наиболее спорные и неоднозначные моменты, наверняка, снова будут уточнены и прояснены.
|