Но может ли русская юриспруденция быть аналогично довольною собою, своею деятельностью и ее результатами, может ли она чувствовать, что она успешно решает свою задачу, и сообразно с этим находиться в жизнерадостном настроении и ощущать радость труда, если она тоже видит или увидит свою задачу в том, чтобы- т позитивного Х-го тома сделать удачное "право юристов" в смысле цивильно-политической удовлетворительности содержание ее учений. Очевидно нет, ибо плохого законодательства никакие юр. фокусы и перетолковывания не переделают в хорошее право. Как, напр., юриспруденция может перетолковать наследственное право 1-й части X т. в такое наследственное право, которое было бы свободно от архаизмов, обиды женщин, от родовых ограничений и т. п.? Как тот, кто целью своей жизни поставит переработку глиняной посуды в золотую, должен постоянно терпеть разочарования и не может достигнуть довольства результатами своей деятельности, точно также русская цивилистическая юриспруденция, пока она не достигнет или пассивно не дождется сдачи в исторический архив 1-й ч. X т. и реформы гражданского права, никогда не освободится от апатии, скептицизма и разочарование, если она цель своей жизни будет находить в рецептах т. н. практического направления. Как она ни трудись, а все таки переделать теперешнее глиняное гражданское законодательство в золотое "право" ей не удастся. Этого она не может не сознавать, а отсюда получается скептицизм по отношению к ее собственной деятельности, ощущение, что приходится махнуть рукою на всякое "решение задачи", и все те печальные явления, которые бывают последствием такой деятельности, в которой сам деятель особого толку не видит. Совсем иная психология появится тогда, когда всякий юрист, с одной стороны, с полным и ясным сознанием своей роли в правовом государстве и своей истинной культурной миссии не только принципиально отвергнет воображаемую задачу перетолковывания и обхода для практических целей действующих законов, но и увидит свою задачу именно в хранении и осуществлении легального принципа. и когда, с другой стороны, юристы станут подготовлять действительно золотое право путем основания и развития науки цивильной политики. Только тогда начнет им светить ясными лучами и согревать их идеал золотого права в будущем, ибо, только путем цивильной политики (путем законодательства, опирающегося на данные, научно, методически и систематически разработанные наукою цивильной политики) мы можем достигнут "золотого права". Посредством фальсификации позитивно-правовой глины этого мы не достигнем,как никогда не достигнем блага посредством лжи и подделки. Пока же глиняное позитивное право остается действующим правом, оно, как таковое, и для юриста, как такового, должно быть выше того mixtum compositum, которое изготовляется по рецептам модной школы, той подделки под золото, которая нравится современной беспринципной и безыдейной юриспруденции, ибо действующее право есть священный храм правового и культурного государства, одинаково священный, для всякого разумного гражданина, а тем более для юриста, построен ли он из глины или из золота. Л. Петражицкий
|