Гл.страница| Каталог| Суды и сделки| Новости| Пресс-релизы| Комментарии| Статьи| Периодика| Вакансии| Резюме| Семинары| Форум

LAWFIRM.ru

Юридические форумы
 
Текущее время: 02 май 2025 18:46

 




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Рейдерство: этапы противостояния. Часть І
СообщениеДобавлено: 21 окт 2007 20:22 
Не в сети
Newbie
Newbie

Зарегистрирован: 17 июл 2007 23:37
Сообщ.: 3
Антирейд - рейдерство в Украине
http://antiraid.com.ua/articles/p200710071.html

Мы неоднократно пытались определить, что подразумевает под собой термин «рейдерство», так часто употребляемый сегодня средствами массовой информации, представителями органов власти, политических сил и проч., и наконец-то определиться с мерами «легального» противостояния этому явлению.

Нельзя не согласиться с тем, что рейдерство как явление, еще не так давно известное лишь в определенных кругах, неожиданно стало неотъемлемым компонентом экономической действительности, и в самые короткие сроки приобрело масштабы общегосударственной проблемы.

Как результат, сегодня буквально на каждом корпоративном конфликте, если только он придается огласке, спешат поставить клеймо «рейдерства», не стараясь проникнуть в действительный смысл этого понятия.

А ведь еще недавно споров, связанных с принудительным исключением лица из состава участников общества с ограниченной ответственностью или признанием недействительными учредительных документов общества, было хоть пруд пруди. Бывало и так, что споры эти рассматривались без привлечения заинтересованных лиц, но о рейдерстве в таких случаях никто не говорил.

Например, 01.12.2003г. Хозяйственный суд г. Киева в деле по иску одного из участников общества с ограниченной ответственностью постановил решение, которым признал недействительными новые редакции устава и учредительного договора этого общества с момента их подписания. Следствием такого судебного решения стало исключение из состава участников общества ООО «Е», что непосредственно затрагивало корпоративные права последнего. Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины от 11.02.2007г. №17/616 указанное решение было отменено, основанием чему послужил тот факт, что ООО «Е» вообще не было привлечено судом к участию в деле в качестве ответчика (1).

Подобная ситуация равным образом могла свидетельствовать как о судебной ошибке, так и о попытке неправомерного устранения ООО «Е» от участия в предприятии.

Подобных примеров можно привести немало, и именно поэтому следует констатировать, что корпоративные конфликты как возникали, так и будут возникать, но вовсе не всегда они свидетельствуют о попытке рейдерского захвата.

Путеводителем в процессе многочисленных разбирательств о правомерности владения предприятием может явиться только закон и четкое следование таковому. Неоспоримо одно: само предприятие, как хозяйствующий субъект, осуществляющий определенную деятельность, являющийся работодателем, имеющий ряд обязательств имущественного характера перед сотрудниками, государством, другими субъектами и проч. должно ощутить на себе как можно менее негативных последствий от таких споров.

В одной из публикаций о рейдерских войнах журналист П. Волков приводит в качестве примера ситуацию, сложившуюся в ОАО «Киевгорнефтепродукт», где противостояние собственников длится около двух лет (2005-2007гг). «Затянувшееся противостояние высосало все соки из одного из самых инвестиционно привлекательных объектов Киевской области», - пишет П. Волков. – «…акционеры пытаются отстоять свои имущественные права … или хотя бы ввести на ОАО новый менеджмент, чтобы нормализовать работу предприятия, вывести его из убыточного состояния» (2).

И подобная ситуация складывается чуть ли не на каждом предприятии, подвергшемся рейдерскому захвату. Что же может предпринять государство, чтобы предотвратить ее?

Во-первых, приостановление любыми средствами хозяйственной деятельности предприятия-цели является основным приемом рейдеров практически в любой схеме захвата. Сведение к минимуму такой возможности, несомненно, лишит захватчиков самого эффективного их оружия.

Итак, по нашему мнению, первой ступенью должно стать создание реестра предприятий – участников корпоративных конфликтов. Такой реестр может стать аналогом других баз данных (например, базы банкротств), но гораздо более эффективным будет совмещение этого реестра с единым государственным реестром юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
На сегодня, в соответствии со ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» № 755-IV от 15.05.2003г. в ЕГР содержатся следующие данные о юридическом лице:- полное наименование юридического лица и сокращено в случае его наличия; - идентификационный код юридического лица; - организационно-правовая форма; центральный или местный орган исполнительной власти, к сфере управления которого принадлежит государственное предприятие или частица государства в уставном фонде юридического лица, если эта частица составляет не меньше 25 процентов; - местонахождение юридического лица; - перечень основателей (участников) юридического лица, в том числе имя, место проживания, идентификационный номер физического лица - налогоплательщика, если основатель - физическое лицо; наименование, местонахождение и идентификационный код, если основатель - юридическое лицо; - виды деятельности; - фамилия, имя, отчество и идентификационные номера физических лиц - налогоплательщиков, которые избираются (назначаются) в орган управления юридического лица, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами, или лиц, которые имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры; - данные о наличии ограничений относительно представительства от имени юридического лица; - данные о размере уставного фонда (уставного или составленного капитала), в том числе частицы каждого из основателей (участников), а также размер оплаченного уставного фонда (уставного или составленного капитала) на дату проведения государственной регистрации и дата окончания его формирования; - дата и номер записи о проведении государственной регистрации юридического лица, даты и номера записей о внесении изменений к нему; - основания для отказа в проведении государственной регистрации; - серия и номер свидетельства о государственной регистрации, дата выдачи или замены свидетельства о государственной регистрации; - данные об учредительных документах, даты и номера записей о внесении изменений к ним; - основания для отказа в проведении государственной регистрации изменений к учредительным документам; - дата и номер записи об отмене государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица; - данные о дате постановки на учет и дату снятия из учета в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования; - данные об отделенных подразделах юридического лица; - данные о пребывании юридического лица в процессе прекращения, в частности дата регистрации решения основателей (участников) или уполномоченных ими органов о прекращении юридического лица, ведомости о комиссии из прекращения (ликвидатора, ликвидационную комиссию и тому подобное); - дата утверждения передаточного акта или распределительного баланса; - данные о юридических лицах, правопреемником которых является зарегистрированное юридическое лицо; - данные о юридических лицах - правопреемниках; - дата принятия, дата набора законной силы и номер судебного решения относительно прекращения юридического лица, что не связано с банкротством, относительно нарушения (прекращение) осуществления в деле о банкротстве, относительно признания ее банкротом, относительно отмены государственной регистрации прекращения; - дата и номер записи о государственной регистрации прекращения юридического лица, основание для его внесения; - дата и номер записи об отмене государственной регистрации прекращения юридического лица, основание для его внесения; - место проведения государственной регистрации, а также место проведения других регистрационных действий, предусмотренных этим Законом; - местонахождение регистрационного дела; - данные о выдаче выписок, выдержек, справок из Единственного государственного реестра; - фамилия, имя и отчество должностного лица, что внесло к Единственному государственному реестру запись о государственной регистрации юридического лица, внесла изменения к этой записи или внесла запись о государственной регистрации прекращения юридического лица; -дата передачи регистрационного дела в государственное архивное учреждение, адрес ее нахождения; - финансовая отчетность о хозяйственной деятельности юридического лица (кроме бюджетных учреждений) в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах; - данные, которые получены в порядке взаимообмена информацией из ведомственных реестров органов статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования: даты и номера записей о взятии на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, даты и номера записей о снятии из учета в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, данные о видах деятельности, в том числе об основном виду деятельности; - другая дополнительная информация об осуществлении связи с юридическим лицом.

Указанные сведения вносятся в ЕГР государственным регистратором - лицом, наделенным определенным статусом и несущим ответственность за свои действия, - на основании документов, предусмотренных законом.

Именно потому, что ЕГР является самой полной базой данных о юридических лицах, статус государственного регистратора и основания его ответственности уже определены законом, как и основания для внесения и получения данных реестра, целесообразно именно в ЕГР вносить информацию о наличии корпоративного конфликта.

Основанием для внесения соответствующей записи в реестр может послужить сообщение местного общего, хозяйственного, административного (или другого специализированного) суда; в таком случае дополнениям подвергнутся некоторые статьи Хозяйственного процессуального, Гражданско-процессуального кодексов и Кодекса административного судопроизводства – в части установления, например, трехдневного (или другого) срока для отправки сообщения о наличии корпоративного спора государственному регистратору.

Подобный порядок будет способствовать и прекращению практики «недобросовестных» действий самих регистраторов, о которых неоднократно упоминалось, т. к. получив сообщение суда, регистратор однозначно будет уведомлен о наличии корпоративного конфликта и сомнительности принятых распорядительных решений органов управления предприятием.

Внесение в ЕГР данных о наличии корпоративного спора должно повлечь за собой определенные последствия.

Продолжение следует

Антирейд - рейдерство в Украине
http://antiraid.com.ua/articles/p200710071.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 окт 2007 08:31 
Не в сети
Full Member
Full Member
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 дек 2001 00:00
Сообщ.: 119
МНЕ ВОТ ЭТО БОЛЬШЕ ПО СЕРДЦУ
ПРЯМО ПЕСНЬ
http://antiraid.com.ua/articles/p200710131.html


Особливості формування складу виконавчого органу акціонерних товариств
13.10.2007
Велика кількість нині діючих в Україні акціонерних товариств була створена іще у 1990-ті роки, від прийняття 19 вересня 1991 року Верховною Радою України Закону України «Про господарські товариства» (далі – Закон). З того часу Закон неодноразово (більше 20 разів) змінювався, а з 01 січня 2004 року основними нормативно-правовими актами у галузі регулювання діяльності акціонерних товариств стали Цивільний та Господарський кодекси України.

Порядок створення та формування складу виконавчого органу акціонерних товариств (далі – АТ) також зазнавав змін. Нині цьому порядкові приділяється неабияка увага, у першу чергу тому, що звільнення та призначення нових посадових осіб акціонерних товариств стала чи не найголовнішим інструментом у спробах рейдерських захоплень вітчизняних підприємств.

Якщо пригадати одну з перших редакцій ст. 41 Закону, що діяла до 23.12.1997р., то маємо досить чітку схему, за якої обрання та відкликання членів виконавчого органу АТ (так само як і ревізійної комісії та спостережної ради) належало до виключної компетенції Загальних Зборів АТ. Зазначена редакція норми не передбачала права вищого органу АТ передавати вказані повноваження іншим органам, однак, і прямо не забороняла цього.

Із внесенням 23.12.1997р. змін до Закону була вжита перша спроба делегувати повноваження із формування персонального складу виконавчого органу АТ іншим його органам, оскільки у новій редакції стаття 41 Закону забороняла передавати останнім тільки повноваження, передбачені п. п. «б», «д», «е» та «ї» (нагадаємо, повноваження щодо обрання та відкликання членів виконавчого органу передбачені п. п «г» ст. 41 Закону).

Звичайно, передача повноважень могла відбутися тільки з відома та за рішенням загальних зборів акціонерів, що значно утруднювало цей процес, однак, із введенням в дію 01.01.2004р. Цивільного Кодексу України зазначена проблема була вирішена сама по собі.

Згідно з п. 2 ч. 2 ст. 159 ЦК України до виключної компетенції загальних зборів акціонерів належить «обрання членів наглядової ради, а також утворення і відкликання виконавчого та інших органів товариства».

Звертаємо увагу і на той факт, що аналогічні зміни сталися у порядку формування персонального складу виконавчого органу товариств з обмеженою відповідальністю (ст. 145 ЦК України); до набрання чинності ЦК України останні керувалися у цьому питанні вимогами ст. 41 Закону.

Складається враження, що під час прийняття закону ніхто не звернув уваги на істотну зміну усталеного порядку формування персонального складу виконавчого органу АТ і пов’язані з цим наслідки, адже відтепер загальні збори акціонерів мали приймати рішення лише про створення самого виконавчого органу. Члени ж цього органу мають обиратися (або призначатися) у спосіб, передбачений статутом, адже у кодексі про це нічого не сказано!

З моменту набрання чинності ЦК України положення Закону втратили свою переважну силу і набули «другорядного», порівняно із кодексом значення, тобто, мають застосовуватися виключно у частині, що не суперечить останньому.

У той же час, редакція ст. 41 Закону, яка не зазнала змін, напевно таки заважала реалізовувати закладену у ст. 159 ЦК України можливість призначення нових керівників АТ поза компетенцією загальних зборів акціонерів, оскільки відповідно до тієї ж ст. 159 ЦК України «до виключної компетенції загальних зборів статутом товариства і законом може бути також віднесене вирішення інших питань». Багато хто трактував цю норму як таку, що доповнювала виключну компетенцію загальних зборів акціонерів порівняно із передбаченою ЦК України.

Аби усунути це протиріччя 27.04.2007р. Верховною Радою України був прийнятий Закон «Про внесення змін та визнання такими, що втратили чинність, деяких законодавчих актів України у зв'язку з прийняттям Цивільного кодексу України».

Зазначеним законом передбачалося приведення п. п. «г» ч. 5 ст. 41 Закону у повну відповідність до п.2 ч. 2 ст. 159 ЦК України. Крім того, закон зобов’язав усіх юридичних осіб привести у відповідність до нього свої статути, і зробити це протягом 1 року з дня набрання ним чинності.

Таким чином, у результаті прийняття законодавчих актів були створені передумови для усунення акціонерів від участі у процесі формування персонального складу виконавчого органу товариства, і як наслідок – для зменшення їх впливу у процесі управління підприємством.

У той же час, вихід із цього становища є, і він досить простий. Варто лише, скориставшись тією ж нормою ст. 159 ЦК України, під час затвердження нової редакції статуту віднести право обрання членів виконавчого органу АТ до виключної компетенції загальних зборів акціонерів.

Отже, відтепер особливу увагу слід приділяти рішенням, які приймаються загальними зборами АТ, і зокрема проектам змін до статутів, що пропонуються для обговорення і затвердження, адже відповідні зміни будуть запропоновані обов’язково.

Акціонерам необхідно погодити саме такий порядок формування персонального складу виконавчого органу АТ, який найбільше відповідатиме інтересам товариства і позбавить можливості неконтрольованої зміни його посадових осіб. Одночасно, порядок обрання членів виконавчого органу має передбачати оперативне реагування на звичайні зміни, що можуть статися (наприклад, хвороба, переїзд в іншу місцевість членів виконавчого органу тощо), на випадки зловживання посадовим становищем тощо.

Для таких випадків пропонується повноваження з обрання членів виконавчого органу віднести до виключної компетенції загальних зборів акціонерів, а питання їх відкликання – до компетенції, наприклад, наглядової ради. Статути АТ та Положення про правління мають містити чіткі правила взаємозаміни тимчасово відсутніх членів виконавчого органу, а також строки, протягом яких можливе виконання обов’язків тимчасово відсутніх посадових осіб товариства.

І. Черпак, юрист

_________________
http://ww4.tiki.ne.jp/~mmurakami/setoy/map.html

http://www.youtube.com/watch?v=_BfPHUD- ... re=related


Вернуться к началу
 Профиль  
 


Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Гл.страница| Каталог| Новости| Пресс-релизы| Суды и сделки| Комментарии| Статьи| Семинары| Вакансии| Резюме| Периодика| Книги| Контакты!!!| Архив 2002-04|2005-06

SpyLOG    Rambler's Top100   Яндекс.Метрика   
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB