полтора года назад в Росимуществе ссылались на это:
Территориальные органы
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
(по списку)
От 28.03.2006
№09-920
Об изменении отбора аудиторских
организаций для осуществления
обязательного ежегодного аудита
В связи с поступающими запросами территориальных органов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и в целях упорядочения их работы по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля федеральной собственности составляет не менее 25 процентов, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, руководствуясь пунктом 6.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», разъясняет следующее.
1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Феде-рации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении за-казов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 19-ФЗ) изменился порядок отбора аудитор-ских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита хозяйствен-ных обществ, установленный ранее постановлением Правительства Российской Фе-дерации от 30 ноября 2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязатель-ного аудита» (далее – Постановление № 706).
Новый порядок отбора в соответствии со статьей 23 Закона № 19-ФЗ определен Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на по-ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници-пальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указанное требование распространя-ется только на хозяйственные общества и не относится к федеральным государствен-ным унитарным предприятиям, порядок отбора аудиторских организаций для кото-рых регламентируется Правилами проведения открытого конкурса по отбору ауди-торской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организа-ции, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет не менее 25 про-центов, утвержденными Постановлением № 706 (далее – Правила, утвержденные По-становлением № 706).
3. Постановление № 706 вступило в силу 13 декабря 2005 года и с указанной даты подлежит применению. При этом, если извещение о проведении конкурса по от-бору аудиторской организации опубликовано до 12 декабря 2005 года включительно, при организации и проведении конкурса следует руководствоваться порядком прове-дения конкурса, установленным Правилами проведения конкурса по отбору аудитор-ских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности со-ставляет не менее 25 процентов, утвержденными постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обя-зательного аудита». Если извещение о проведении конкурса по отбору аудиторской организации опубликовано 13 декабря 2005 года и позже, конкурс должен проводить-ся в соответствии с требованиями, установленными Постановлением № 706.
4. Закон № 19-ФЗ, изменивший порядок отбора аудиторских организаций для хозяйственных обществ, вступил в силу 8 февраля 2006 года и с указанной даты под-лежит применению. Если извещение о проведении конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита хозяйственного общества было опубликовано до 7 февраля 2006 года включительно, следует руково-дствоваться порядком проведения конкурса, установленным Постановлением № 706. Если извещение о проведении конкурса по отбору аудиторской организации опубли-ковано 8 февраля 2006 года и позже, конкурс должен проводиться в соответствии с требованиями, установленными Законом № 19-ФЗ.
5. Следует отметить, что Закон № 94-ФЗ применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем, при организации конкурсного отбора аудитор-ских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита хозяйствен-ных обществ, не подлежит применению в полном объеме: применяются процедурные нормы, содержащиеся в указанном законе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ государственными заказ-чиками могут выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также уполномо-ченные указанными органами государственной власти на размещение заказов получа-тели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Потребности хозяйственных обществ в аудиторских услугах не обеспечивают-ся за счет бюджетных средств и не являются государственными нуждами в понятии Закона № 94-ФЗ.
В отношении размещения заказов на аудиторские услуги применяется только порядок (процедура) размещения заказа, установленный Законом № 94-ФЗ, однако хозяйственные общества не выступают государственными заказчиками и не заклю-чают по результатам размещения заказа государственных контрактов. Хозяйственные общества по результатам размещения заказа от своего имени заключают договор с победителем и, таким образом, являются заказчиками этих услуг.
6. Закон № 94-ФЗ предусматривает три способа размещения заказа:
1) заключение прямого договора – в случае если стоимость оказания услуг не превышает шестидесяти тысяч рублей (пункт 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ, Указание Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об ус-тановлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федера-ции между юридическими лицами по одной сделке»);
2) запрос котировочных цен – в случае если цена контракта не превышает две-сти пятьдесят тысяч рублей (пункт 2 статьи 42 Закона № 94-ФЗ);
3) открытый конкурс – в случае если цена контракта составляет более двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона № 94-ФЗ размещение заказа путем запроса котировочных цен является правом заказчика. Кроме того, учитывая положения пункта 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ, пунктов 1 и 2 статьи 1, пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, при предполагаемой цене контракта, не превышающей шестидесяти тысяч рублей, хозяй-ственное общество вправе отобрать аудиторскую организацию и путем запроса коти-ровочных цен, и путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, конкурсный отбор аудитора возможен при любой стоимости услуг по проведению обязательного ежегодного аудита.
7. Следует отметить, что в соответствии с условиями регистрации на офици-альном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении за-казов,
http://www.zakupki.gov.ru (далее – Сайт), регистрации подлежат только государст-венные заказчики, уполномоченные ими органы и специализированные организации. Самостоятельная регистрация хозяйственных обществ, не имеющих статуса специа-лизированных организаций, с целью размещения информации о размещении заказов, условиям регистрации не предусмотрена. Кроме того, по информации Росимущества, за публикацию на Сайте специализированными организациями взимается плата, что, по мнению Росимущества, противоречит Закону РСФСР от 22 марта 1991 года 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын-ках». Учитывая изложенное, в существующих условиях публикация на Сайте не мо-жет являться обязательной.
8. С учетом положений статей 222, 223, 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обяза-тельств в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы до-ходов и расходов, чем обусловлено предусмотренное Законом № 94-ФЗ требование по установлению начальной цены контракта.
Учитывая изложенное, хозяйственное общество как организатор размещения заказа вправе как установить начальную (максимальную) цену оказания услуг, так и не устанавливать таковую.
9. При организации проведения открытых конкурсов в соответствии с поряд-ком, предусмотренным Законом № 94-ФЗ, следует учитывать, что статья 11 Закона 94-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень требований, которые могут предъяв-ляться к участникам размещения заказов. Предъявление дополнительных требований – как-то: опыт аудиторской организации в той или иной отрасли, продолжительность деятельности на рынке аудиторских услуг, количество и опыт штатных сотрудников и т.п., к участникам размещения заказов не допускается.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 28 Закона № 94-ФЗ квалификация участ-ников размещения заказов не предусмотрена и как критерий оценки заявок на участие в конкурсе и может применяться только при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.
10. При проведении обязательного аудита бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйственного общества доля государственной собст-венности в его уставном капитале должна определяться на дату, предшествующую дате опубликования извещения о проведении конкурса в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги».
11. В соответствии с пунктом 7 статьи 65 Закона 94-ФЗ, до установления Пра-вительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе, та-кой порядок устанавливается организатором конкурса.
12. Пунктом 3 статьи 2 Закона № 94-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 27 августа 2004 года № 443) вправе принимать нормативные правовые акты, регули-рующие отношения, связанные с размещением заказов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельно-сти.
До принятия соответствующими федеральными органами исполнительной вла-сти нормативных правовых актов, регламентирующих указанный вопрос, территори-альным управлениям Росимущества при формировании позиции акционера – Россий-ской Федерации – по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, отражае-мых в письменных директивах, выдаваемых Агентством представителю для голосо-вания на общем собрании акционеров, а также при участии представителей террито-риальных управлений в составе конкурсных комиссий по отбору аудиторских органи-заций следует руководствоваться изложенным.
Территориальным управлениям Росимущества довести до сведения федераль-ных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, зарегистри-рованных в качестве юридического лица по месту нахождения территориального управления Росимущества, указанные разъяснения.
Начальник Управления учета
имущества, анализа, оценки
и контроля его использования Е.Н. Поляков
Сигуткин Д.А.
298-75-10
Управление учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования
Отдел аудита и экономического анализа