Цитата:
Письма Минфина станут доступными
Все разъяснения опубликуют на сайте министерства
Уже в конце месяца на сайте Минфина будут размещаться абсолютно все разъяснения министерства по поводу применения статей Налогового кодекса (НК). Об этом рассказал замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин. Компаниям такая открытость на руку — по словам экспертов, публикация всех ответов ведомства на запросы налогоплательщиков позволит сократить количество дублирующих запросов.
Сейчас Минфин обнародует свои разъяснения лишь выборочно. В итоге вопросы налогоплательщиков нередко дублируются. «В самое ближайшее время мы предполагаем размещать наши разъяснения на сайте», — сообщил Сергей Разгулин, выступая перед юристами на заседании Налогового клуба, организованного Финансовой академией при Правительстве РФ. Ответы на вопросы налогоплательщиков могут появиться на сайте Минфина уже в конце октября, поскольку, по словам Разгулина, «для размещения разъяснений технически все готово». В первое время будут публиковаться документы, адресованные налоговым органам, в дальнейшем — конкретным налогоплательщикам. При этом в разъяснении не будет упоминаться имя налогоплательщика, но полностью будут описываться условия финансово-хозяйственной деятельности.
По словам гендиректора компании «Налоговая помощь» Сергея Шаповалова, такая практика позволит значительно сократить количество вопросов по одинаковым проблемам от разных предприятий. «Мы не заинтересованы в том, чтобы каждый из миллионов налогоплательщиков присылал нам запрос», — подтвердил г-н Разгулин. В прошлом году чиновникам пришлось дать ответы на пять тысяч запросов.
Вместе с тем чиновник Минфина подчеркнул, что, давая разъяснения, ведомство Алексея Кудрина не выпускает их в виде нормативно-правовых актов. В ответ судья Конституционного суда (КС) Гадис Гаджиев сообщил, что в своей работе КС зачастую исходит не из формальной стороны документа, а из его содержания. «Если документ, который не соответствует формальным признакам нормативно-правового акта, тем не менее содержит нормы права, которые фактически регулируют отношения, то такой документ может быть оспорен в качестве нормативно-правового акта», — пояснил он. «Если Минфин в рамках разъяснения фактически создает новую норму, то такое «разъяснение» также может быть оспорено в суде как нормативный правовой акт», — поддерживает позицию КС старший менеджер «ФБК-Право» Алексей Яковлев.
Пока же непризнание писем нормативно-правовыми актами приводит к тому, что налогоплательщики, действуя в соответствии с письмами Минфина, не застрахованы от претензий налоговых органов. Нужно, чтобы условия финансово-хозяйственной деятельности полностью совпадали у налогоплательщика, который получил разъяснение, и того, кто воспользовался письмом по аналогичной проблеме. «Однако чаще всего налогоплательщики, применяя разъяснения Минфина, не полностью воспроизводят вопрос, и иногда выясняется, что эти разъяснения для них не применимы», — посетовал г-н Разгулин.
Именно из-за того, что, давая частный ответ, чиновники не прописывают всех нюансов вопроса, предпринимателям может показаться, что Минфин иногда дает разные ответы на одинаковые вопросы. «Если один налогоплательщик получил два письма с противоречивой позицией Минфина, то это может означать только то, что он изложил неполную информацию. С учетом различных обстоятельств, которые указывает при запросе налогоплательщик, ответ может быть другим», — настаивает замглавы департамента.
Между тем юристы имеют иную точку зрения. «Противоречия в письмах Минфина по одному вопросу могут объясняться несогласованностью действий либо различной правовой позицией департаментов, а также организационными моментами, поскольку в самом ведомстве не ведется архив ранее изданных писем», — убеждена старший юрист отдела консалтинга и методологии ООО «Финэкспертиза» Светлана Гаврилова.
МАРИЯ СЕЛИВАНОВА
©rbcdaily