Добрый день, уважаемые коллеги! Столкнулся с ситуацией, которая сама по себе очень интересная в плане применения норм Гражданского кодекса РФ нашими арбитражными судами.
Суть следующая.
Есть два юридических лица. Назовем их Юл-1 (Заказчик) и ЮЛ-2 (Исполнитель). Между этими лицами был заключен договор " о предоставлении услуг по организации и технической поддержке проведения он-лайн интернет видео трансляции". По условиям данного договора Исполнитель обязан: - Заблаговременно разработать и согласовать с Заказчиком схему организации интернет видео трансляции; - предоставить исправное оборудование для проведения технической подготовки, тестирования связи и проведение интернет видео трансляции; - обеспечить техническую готовность интернет видео трансляции точно к намеренному сроку;
Суть такова: проводилась большая научная конференция, которая должна была транслироваться при помощи Исполнителя на регионы РФ, а в этих регионах сидели пользователи, которые принимали указанную трансляцию.
В результате исполнения (точнее ненадлежащего исполнения) своих обязательств по договору ЮЛ-2 не обеспечил полное сопровождение данной трансляции (не было звука, видео и т.п.) ЮЛ-1 отказалось от подписания Акта, и направило соответствующую претензию, в которой были изложены аргументированные обстоятельства, при наличии которых подписать Акт и оплатить услуги не предоставляется возможным. ЮЛ-2 подало иск в АС о взыскании денежных средств за оказанные услуги. Суд признал обоснованными и доказанными обстоятельства Заказчика и исковое заявление не удовлетворил, ссылаясь на то, что действительно услуги были оказаны ненадлежащим образом. Апелляционная инстанция также признала факт ненадлежащего исполнения ЮЛ-2 своих обязательств по договору и жалобу оставила без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Далее еще интересней.
У ЮЛ-1, он же Заказчик, был заключен договор (агентский) с Клиентом и соответствующее приложение к договору. По условиям данных документов ЮЛ-1 обязалось по поручению Клиента совершить юридические и иные действия, направленные на заключение сделок с третьими лицами по оказанию ими услуг как раз-таки описанных в договоре с ЮЛ-2. В связи с тем, что ЮЛ-2 ненадлежащим образом исполнило свои обязательства, была сорвана трансляции крупного мероприятия, ЮЛ-1 был вынужден нести расходы перед своим Клиентом на закупку флешек в определенном количестве для того, чтобы разослать их пользователям в регионах с записью указанного мероприятия. Все документы по приобретению указанных флешек есть, есть и Акт приема-передачи флешек между ЮЛ-1 и Клиентом.
ЮЛ-1 обратилось в АС о взыскании с ЮЛ-2 расходов, возникших в результате ненадлежащего исполнения своих обязательств ЮЛ-2. В обоснование своих требований ЮЛ-1 сослалось на ст. 397 ГК РФ. Решением АС исковые требования удовлетворены в полном объеме. Однако, ЮЛ-2, не согласившись с принятым решением АС, подало жалобы в апелляционный суд. В данной жалобе ЮЛ-2 указывает на то, что ЮЛ-1 не имеет право требовать с ЮЛ-2 возмещения расходов в силу п. 1 ст. 723 ГК РФ, так как такое право у него не предусмотрено в договоре. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Судебная практика разноречива, хотя и есть высказывание ВАС РФ о том, что действительно, если договором такое право не предусмотрено в договоре, то взыскать судебном порядке не вправе.
Хотелось услышать Ваши мнения по данному поводу. У меня есть мысль о том, чтобы вообще не применять нормы о договоре подряда к услугам в силу ст. 783, сославшись на то, что применение ст. 723 ГК РФ к условиям нашего договора не применимо, т. к. предмет договора очень специфичен и заявлять требования, предусмотренные в п. 1 ст. 723 к нашему договору нельзя, т. к. фактическое исполнение не возможно (Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. (Особенности и специфика предмета договора заключалась в том, что Исполнитель обязан был обеспечить надлежащую он-лайн трансляцию крупного международного форума... Это было разовое крупное мероприятие, которое транслировалось на всю территорию РФ с участием крупных ученых. Он этого не сделал. Как можно на практике применить нормы ст. 723 ГК РФ. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;- это просто не возможно, т. к. трансляция проходила в режиме реального времени! (он-лайн) соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
С уважением!
|